Устройство бетонных дорожек на дачном участке и в частном секторе

устройство бетонных дорожек

Последней стадией завершения строительства на частном земельном участке, конечно же, является благоустройство территории, где немаловажную роль играют дорожки. Дорожки можно выполнить из обыкновенного бетона, заливая его по месту в формы и добавляя в состав бетонной смеси краситель. В результате по качеству и дизайну бетонное покрытие ничем не уступает дорожке из тротуарной плитки.

В этой статье рассматривается вариант, цветные дорожки шириной 1 метр, с применением опалубочного материала, полосок многослойной фанеры.

Для устройства бетонных дорожек необходимо иметь следующие инструменты и материалы.

  1. Миксер для перемешивания раствора.
  2. Ёмкость для перемешивания (ведро – 15 литров).
  3. Шуруповёрт.
  4. Уровень.
  5. Полоски многослойной фанеры (500 х 50 х 20).
  6. Деревянные колышки.
  7. Щебень мелкой фракции 5–10 мм («семечки»).
  8. Цемент М – 500.
  9. Речной песок.
  10. Пластификатор и диспергатор (специальные минеральные добавки, придающие бетону прочность, эластичность, морозоустойчивость и глянцевую поверхность).
  11. Краситель (пигмент неорганический, который обладает повышенной стойкостью к солнечным лучам).
  12. Вода.
  13. Металлическая штукатурная сетка.

Планировочные работы

Важно правильно подготовить поверхность («корыто»), по которому будет заливаться бетонная дорожка. «Корыто», должно быть полностью очищено от плодородного грунта, на глубину не менее 200 мм. Если плодородный грунт, имеет толщину более 200 мм, то он обязательно должен удалится и вместо него засыпается другой грунт, суглинок, супесь или песок. При этом нужно оставить место для засыпки сверху речным песком и для устройства бетонной заливки, а это соответственно 150 мм плюс 50 мм, итого – 200мм.

После планировки «корыта» (уборка плодородного слоя и подсыпка другого грунта), подсыпается слой речного песка, толщиной 150 мм. Далее, с целью трамбовки, песок обильно проливается водой. После того, как вода полностью впитается в песок, можно приступить к устройству опалубки для заливки бетонной смеси.

Дорожка шириной 1 метр, будет заливаться квадратами по 0,5 метра, с окраской в шахматном порядке. То есть, планируется два ряда квадратов вдоль дорожки. Серый квадрат (не окрашенный) и рядом с ним цветной (окрашенный). Таким образом, и получается «шахматный порядок».

Технология производства

Подготовка.

Для начала, нужно разделить корыто на две половины (вдоль), таким образом, весь участок работ, делится на две «захватки». Далее, следует определиться с отметкой верха дорожки и по этой отметке натянуть вдоль первой «захватки», два капроновых шнура, которые и будут служить ориентиром для опалубки.

Сборка опалубки.

Сборка опалубки будет производиться в несколько этапов, так как заливаться квадраты будут через один. Сначала ряд серых квадратов, потом опалубка разбирается, и между серыми квадратами заливаются цветные.
Для сборки одного квадрата опалубки, потребуется четыре полоски многослойной фанеры толщиной 20 мм, шириной 50 мм и длиной 520 мм.

Далее, с этих фанерных полосок, при помощи шуруповёрта, на саморезах, скручиваются короба с внутренним размером 500 х 500 мм. И таких коробов нужно несколько (желательно на всю длину дорожки). Короба, в один ряд, устанавливаются на первую «захватку», и верха их подводятся под заранее натянутые шнуры. Между коробами (от внутреннего до внутреннего размера), должно быть 500 мм. Закрепляются короба деревянными колышками, которые забиваются в землю снаружи по их четырём сторонам и прикручиваются к коробу саморезами, таким образом, жёстко закрепляя опалубочный короб.

Бетонирование монолитных плит дорожки.

 

  • Короба заливаются бетонной смесью за два приёма. Это нижний слой (не доходя до верха короба 2 см.), потом укладывается металлическая, штукатурная сетка (с ячейкой 20х20 мм.) и далее заливается верхний слой, трамбуется и аккуратно выравнивается гладилкой. В нижний слой замешивается бетонная смесь с добавлением пластификатора, а верхний (лицевой) слой, идёт с добавлением диспергатора. Перед заливкой, короба внутри смазать отработанным машинным маслом. Теперь готовится водный раствор пластификатора и диспергатора. Пластификатор: берётся 250 грамм сухого пластификатора марки П–Л.М.Г.1-КС и размешивается в 1-ой литре воды при температуре 60 градусов. Добавлять на 1 кг. цемента – 20 грамм раствора. Диспергатор: также потребуется 250 грамм сухого диспергатора марки П-ВФ-1-СХ также размешивается в 1 литре воды, при температуре 60 градусов. Добавлять на 1 кг. цемента – 20 грамм раствора. Для заливки одного короба 500 х 500 мм., понадобится приблизительно одно 15-ти литровое ведро бетонной смеси. Поэтому для нижнего слоя, замешивается (с помощью миксера), чуть больше половины ведра бетонной смеси следующего состава: цемент М-500 – 1 часть, речной песок – 1 часть, щебень мелкой фракции («семечки») – 2 части и водный раствор пластификатора – 60 грамм. Всё это перемешивается миксером. Вода добавляется постепенно, до образования пластичной, массы. Для верхнего слоя замешиваем объём, меньше половины ведра. Состав следующий: цемент М-500 – 1 часть, речной песок – 1 часть, щебень – 1 часть, водный раствор диспергатора — 50 грамм. Если бетонирование коробов происходило при температуре наружного воздуха от 15 до 25 градусов, то на следующий день уже можно разобрать опалубку и приступить к заливке цветных (промежуточных) квадратов.

Для этого, по бокам уже готовых бетонных плит, устанавливаются полоски опалубки, а внутри, на торцы бетонных плит, прикрепляются целлофановые полоски и заворачиваются на бетон, с той целью, чтобы не запачкать серый бетон цветным. Потом целлофан аккуратно подрезается ножом.

Цветные квадраты заливаются точно таким же образом. Послойно за два раза. Состав ингредиентов точно такой же, только во второй (лицевой) слой, добавляется ещё и краситель (пигмент) приблизительно 80 грамм сухого вещества на одно ведро (зависит от насыщенности цвета).

На третий день, можно бетонировать вторую «захватку» дорожки. Точно так же натягивается два шнура. Точно так же собираются короба, только на этот раз они из трёх полосок. «Пустая» сторона прикладывается к готовой, цветной плите и заливается серым бетоном.
На четвёртый день, заполняем цветным бетоном между плитами второй захватки. При этом используя одну фанерную полоску с открытой стороны.

Каждый день по 3 – 4 часа работы и в течение четырёх дней, дорожка готова. Теперь можно приступать к укладке бордюр впритык к дорожке. Ведь когда дорожка готова, это работа выполняется намного проще.